Мурашка учится считать: сказка для детей с цифрами
Мы не можем не поделиться находкой, обнаруженной нами в одном из бабушкиных журналов. Это сказка о муравье Мурашке, который учился математике. В занимательной форме сказка знакомит с цифрами, помогает усвоить счет.
В сказке Мурашка овладевает как раз тем материалом, который изучается на уроках математики в первом классе. Он начинает жить, начинает учиться. Авторы надеются, что дети будут критически оценивать поступки и слова Мурашки и его друга Муравчика. Помогите им в этом. Если ребенок читает сам, дайте ему прочесть сказку и обсудите ее после чтения. Если же пока что читать ребенку трудно, не пожалейте времени — прочтите сказку вслух.
Чтобы чтение не было пустым развлечением, чтобы оно достигло цели, нужно проделать некоторую дополнительную работу. Какую? Это мы установим, прописав наши задачи вслед за текстом сказки.
Сказка про счет, о цифрах для детей
Однажды в старом глухом лесу в огромном муравейнике родился маленький муравьишка, которого назвали Мурашка. День был самый обычный. На небе светило яркое солнышко, отогревая озябшие за ночь облака, а на земле лиловые колокольчики весело перезванивались с нарядными ромашками.
Муравьи-строители чинили крышу муравейника. Муравьи-ученые писали толстые и мудрые книги, а муравьи-охотники еще с утра ушли в страну Дальних Трав за добычей. И только муравьи-няни заметили появление на свет нового муравья. Одна пожилая няня так и сказала:
— Ну вот, еще одним муравьем на свете стало больше. Назовем его… Мурашкой.
Она ласково улыбнулась и, взяв его за лапку, повела умываться. Мурашка не стал хныкать и сопротивляться. Он не знал, что такое «умываться», ведь он еще ни разу в жизни не умывался.
Потом его вместе с другими новорожденными посадили за стол.
— Главное, — сказала няня, — научиться правильно есть. Вот ты уже полез в кашу не той лапкой.
— А какой надо? — пискнул Мурашка.
И няня объяснила:
— У муравья шесть лапок.
— Шесть, — пискнул Мурашка.
— Первая и вторая лапы спереди. Считай: один, два — и показывай мне лапки.
— Один, два, — сказал Мурашка и по очереди показал няне обе передние лапки.
— Третья и четвертая лапы посередине. Вот эти. Считай: три, четыре.
— Три, четыре, — повторил Мурашка и показал две средние лапки.
— Пятая и шестая задние: пять, шесть.
Мурашка и тут не ошибся.
— Ну, а теперь показывай снова.
И Мурашка сказал:
— Один, два, пять, шесть, три, четыре.
Няня похвалила его: ведь он правильно показывал лапы и правильно называл числа.
— Только знаешь, Мурашка, так никто не считает. Нужно считать по порядку: один, два, три, четыре, пять, шесть. Тут каждое следующее число больше предыдущего.
— А каждое предыдущее меньше, — сообразил Мурашка.
— Ишь ты, какой способный — восхитилась няня. — Ну, ешь кашу.
Мурашке каша так понравилась, что он даже стал вылизывать тарелку.
— Бери пример с Муравчика, — сказала няня. — Он съел свою порцию, и больше ему не надо.
— Мне тоже никакого больше не надо, мне каши надо, — сказал Мурашка.
— Эх, малыш, малыш, — огорчилась няня, — ты так и не понял, что такое больше.
— Понял, — сказал Мурашка. — Это я просто так сказал.
— А ну, ответь мне, какие числа больше числа 3.
— 4, 5 и 6, — сказал Мурашка.
— А назови число, большее чем 6.
— Больше, чем 6, чисел не бывает. Все остальные числа — 1, 2,3, 4, 5 — меньше, чем 6.
Няня засмеялась:
— Ладно, подрастешь и узнаешь, что есть на свете и большие числа.
И она велела Мурашке пойти погулять.
Мурашка и Муравчик выбежали на Солнечную Лужайку. Как здесь чудесно! Они взялись за лапки и стали танцевать, смешно подергивая своими маленькими усиками. Потом они запели песенку, которую только что сами сочинили :
Солнце светит веселей
На лужайке нашей,
Мы становимся сильней
От чудесной каши.
Они еще долго так беззаботно веселились, но к ним подошел старый рабочий муравей и стал их стыдить:
— Ай-ай-ай! Такие молодые, а уже лентяи. Все работают, а вы нет. Пошли бы помогли еловые иголки носить к муравейнику. А кто соберет больше, тот получит приз-сюрприз!
И Мурашка с Муравчиком побежали собирать еловые иголки.
— Я соберу больше тебя! — закричал на ходу Муравчик.
«Если Муравчик соберет больше меня, значит, я соберу меньше », — сообразил Мурашка и закричал:
— Не бывать этому! Я соберу больше!
И они стали носить к муравейнику еловые иголки — длинные и короткие, толстые и тонкие, все время приговаривая :
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— А потом они опять запели:
Мы работаем, как львы,
Возле этой елки.
Очень любят муравьи
Собирать иголки.
К вечеру около муравейника возвышались две огромные кучи еловых иголок.
— Всё, приз-сюрприз мой! — облизнулся Муравчик.
— Это почему же? — обиделся Мурашка.
— А потому, что моя куча выше, а твоя ниже.
— Но зато моя шире, а твоя уже, — ответил Мурашка.
— А у меня иголки в куче толстые, а у тебя тонкие.
— А у меня они длинные, а у тебя короткие.
— В чем дело, чего расшумелись? — прыгнул к ним зеленый кузнечик. Прыгая весь день по Солнечной Лужайке, он успевал быть в курсе всех событий. Поэтому кузнечик считал себя очень умным и очень знающим. Вот и сейчас он важно заявил Мурашке и Муравчику:
— Я вас рассужу. Мне это очень легко сделать. Я уже не раз был самым главным судьей в самых ответственных соревнованиях.
И он хвастливо запрыгал около куч с еловыми иголками.
— Итак, у Муравчика куча выше, а у Мурашки ниже, — сказал кузнечик.
— Значит, победил Муравчик, — захлопала крыльями бабочка-капустница. Она вместе с майским жуком прилетела на шум и стала болеть за Муравчика.
— Но у Мурашки куча шире, чем у Муравчика, значит, победил кто? — Мурашка! — сказал рассудительный майский жук.
— У Муравчика иголки толстые-претолстые. Я даже ни одной иголки сдвинуть с места не могу. А у Мурашки они вон какие тонкие. Победил Муравчик! — не унималась бабочка-капустница.
— Хе-хе, Муравчик. Да ты посмотри, какие у Мурашки иголки-то длинные, а у твоего Муравчика в куче иголки все сплошь коротышки. Нет, нечего и говорить, победил Мурашка, — настаивал майский жук.
— А нам все равно, какие иголки, длинные или короткие, нам всякие иголки нужны для дела, — вступили в спор муравьи-строители, — нам важно, СКОЛЬКО иголок, а в зависимости от того, какие они, мы пускаем их на разные нужды. Вы уж, кузнечик, узнайте, кто из них собрал больше иголок, тому и присудите приз-сюрприз.
— Да, на самом деле, — приободрился приунывший было во время этого спора зеленый кузнечик. — Я как главный судья соревнований назначаю главным счетчиком… ээ… хм, хм. Позвольте, а кто умеет считать? — обратился он к собравшимся.
— Я умею считать, но только до шести, — сказал Мураш-ка, — один, два, три, четыре, пять, шесть.
— До шести умеет считать любой муравей, — ответил строитель, — но тут не шесть иголок, а гораздо больше.
— Надо позвать ученого муравья Муравина, — предложил кто-то. — Уж он-то умеет считать.
— Он еще утром уехал на сороконожке в Дальние Травы, — ответил другой муравей.
— А я знаю, а я знаю! — закричал Мурашка. — Надо брать по одной иголке из каждой кучи и складывать парами. У кого иголки раньше кончатся, тот и проиграл!
— А можно не складывать иголки парами, а сваливать их в одну общую кучу. Но брать надо по одной иголке из обеих куч сразу. В чьей куче иголки останутся, тот и выиграл, — сказала бабочка-капустница.
— Верно, правильно,— сказали муравьи-строители, и все задумались, каким еще способом можно узнать, у кого в куче иголок больше.
Тут подъехал подъемный кран, и два муравья-строителя стали подвешивать на его крюк по две еловые иголки, беря из каждой кучи по одной.
Все притихли и стали ждать окончания работы.
Когда подъемный кран поднял на вершину муравейника последнюю пару иголок, главный судья громко объявил:
— Приз-сюрприз присуждается Мурашке и Муравчику! Они собрали одинаковое количество иголок и оба заслужили награду. Ура! Ура!
— Согласен, согласен,— подошел улыбающийся старый муравей.
— А вот и приз-сюрприз, — и он вручил радостным Мурашке и Муравчику билеты в кукольный театр на самый-самый интересный спектакль.
Развивающие задания к сказке о цифрах
Первая задача сказки: научить считать до 10. Даже если ваш ребенок научился этому до школы, ежу будет полезно проследить за тем, как няня учит Мурашку считать до 6. При этом можно спросить ребенка, сколько у него рук, сколько пальцев на одной руке, сколько на обеих. Хорошо, если вы с вашим ребенком вырежете из цветной бумаги десяток прямоугольников таких, например, размеров: 5X10, 3×4, 5X5, 1X12, 2X2 сантиметра и т. д.
Вторая задача: научить сравнивать числа. Для этого удобно использовать разрезную кассу цифр (покупную или самодельную). Дав ребенку карточку с числами от 1 до 10, предложите ему расположить их в порядке возрастания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; потом — в порядке убывания: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Важно, чтобы ребенок понимал, что в первом случае чем правее число, тем оно больше, чем левее, тем оно меньше; во втором случае чем правее число, тем оно меньше, а чем левее, тем больше. Усложните задачу, дав ребенку неполный набор чисел. Например, дайте ему числа 2, 7, 8 и 10 и попросите расположить их по возрастанию или по убыванию. Попросите назвать самое большое и самое маленькое из этих чисел.
Третья задача: показать, что не о всяких двух вещах можно сказать, какая из них больше, а какая меньше (даже если эти вещи однородные). Например, из двух фигур считается меньшей та, которая полностью умещается в другой фигуре. Дайте вашему ребенку два прямоугольника: 5X10 и 3X4 сантиметра — и спросите, какой больше. Ясно, что первый. Но о прямоугольниках 5X10 и 1X12 нельзя сказать, который больше, а который меньше, так как один из них в другом не помещается.
Четвертая задача: показать, как можно сравнить между собой два любые (конечные) множества, даже не умея считать. По этому методу нужно предложить ребенку узнать, чего больше в его конструкторе — гаечек или болтиков. Навинчивая их друг на друга, ребенок либо обнаружит лишние гайки, либо убедится, что болтов и гаек поровну. Можно установить, чего больше в вашем буфете: чашек или блюдец, ложек суповых или чайных. Делать это нужно не считая, а располагая предметы по парам.
Предлагаем обменяться мнениями, была ли вам интересна сказка о цифрах, про счет и муравьев для детей. Будем рады вашим комментариям 😉
Похожие статьи
Мне нравится: