Если ребенок не выговаривает букву Л
Пятилетний сын не выговаривает букву «л», произносит размыто, не четко. И тут как раз в журнале «Семья и школа», сохранившегося еще со времен моей бабушки, попались упражнения. В статье рассказывается, как надо заниматься с ребенком, чтобы исправить этот дефект речи. Берем на заметку, и вам советуем 😉 Статья будет полезна родителям детей в возрасте 4-6 лет.
Варианты неправильного произношения
Невыговаривание «Л» — довольно распространенный недостаток детской речи. Проявляется он в нескольких формах: дети или вовсе не выговаривают этот звук (говорят вместо «лапа» — «апа», вместо «лук» — «ук» и т. д.), или искажают его, произнося наподобие краткого «в» (лампа — «вампа»), или заменяют звуком «у» (плаваю — «пуаваю») или звуком «ы» (ложка — «ыожка»), либо произносят смягченно, как «ль», или в нос, как «нг».
Упражнения
Заниматься с ребенком постановкой звуков надо перед большим зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и вашу и свою артикуляцию и мог при этом сравнивать положение губ, зубов, языка.
Покажите и объясните ребенку, что при правильном произнесении звука «л» немного суженный кончик языка крепко прижимается к верхним зубам или деснам, губы улыбаются, а зубы чуть-чуть раскрыты.
Если у ребенка при этом не будет получаться звук «л», научите его сначала четко, громко и отрывисто говорить звук «ы», а затем предложите зажать передний край языка между зубами и сказать при этом «ы» — послышится твердый звук «л».
После того как ребенок услышит правильное звучание «л», переведите кончик языка в нужное положение (вверх за зубами — к альвеолам) и отрабатывайте с ним правильное, четкое звучание «л», постепенно прибавляя гласные звуки. При этом должно получаться: «ла», «ло», «лу», «лы». Затем научите ребенка произносить эти же слоги в обратном порядке: «ал», «ол», «ул», «ыл».
После того как вы убедитесь в четком и правильном произношении ребенком отдельных слогов и слов со звуком «л» (лук, лампа, лапа, стол, пол, потолок, молоток, белка, полка и т. д.), переходите к закреплению правильного «л» в речи. Для этой цели подберите для разучивания стишки и песенки, где бы как можно чаще встречался звук «л», например:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок.
Наскочила на сучок.
Лопнула и стала —
Начинай сначала!
Мягкий звук «ль» легко усваивается после овладения твердым «л» путем произнесения слов (лес, мальчик, пальцы, лимон, лестница, лить, липа, лента и т. д.) и собственных имен (Лида, Лена, Алеша, Олег, Люся, Леля, Валя и т. д.), а затем и стихотворений, например:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
Следите первое время за тем, чтобы ребенок обязательно пользовался новым звуком в своей самостоятельной речи, пока не выработается стойкий навык.
У детей с неправильным произношением часто наблюдается плохое различение на слух некоторых звуков (например, «л» и «р»). Обратите серьезное внимание на это, чтобы впоследствии избежать неуспеваемости по русскому языку.
Научите ребенка узнавать и называть первый и последний звук в слове, придумывать слова на определенный звук, сравнивать и различать слова, близкие по звучанию (коса—коза, глаза — гроза, кот — год, лапа — лампа, лук — жук, Маша — Саша и т. д.).
Перед поступлением в школу постарайтесь не только исправить все недостатки произношения ребенка, но и подготовить его к звуковому анализу слов. Это поможет ему успешно овладевать знаниями.
Скороговорки на букву Л для детей
Заинтересовавшись вопросом, самостоятельно решили подобрать интересные скороговорки на букву Л для детей. Их в интернете оказалось очень много. Короткие римфованные скороговорки легко запоминаются, их можно проговаривать во время прогулку, по дороге в детский сад, в очереди ко врачу и т.д.
Лилии полили ли,
Иль увяли лилии?
***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
***
У елки иголки колки.
***
Лунной ночью лунный кот
Песни лунные поет.
***
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
***
Люда леечку взяла
Ландыш Люда полила.
***
Лось в лесу пилу нашел,
Лось лосихе сделал пол.
***
Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
***
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
***
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
***
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
***
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
***
На склоне холма медведь слопал слона.
***
Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.
***
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
***
Сидит колпак, да не по-колпаковски,
Его надо переколпаковать,
Перевыколпаковать.
***
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
***
Лисята в гости шли к лисе.
***
Полосатые паласы полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала — полосатой речка стала.
***
Лопата копала, копала, копала; потом улеглась, видно очень устала.
***
Милый, милый Михаил
Мыться с мылом не любил.
Говорил:
— Не надо мыла!
Я без мыла очень милый!
***
Около Лондона — логово колдуна.
***
Люба любит лютики,
А Коля мультики.
Похожие статьи
Мне нравится: