Если ребенок не выговаривает букву Р
Звук «Р» для многих детей труден. И осваивают они его часто позднее других звуков. Вот и наш ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р правильно. В одном из журналов «Семья и школа» мы нашли рекомендации для родителей, а также упражнения и игры, которые помогают быстрее наладить отчетливое произношение. Берем на заметку и делимся с читателями 😉
Виды неправильного произношения
Звук «р»— один из самых трудных звуков речи. В ходе речевого развития он появляется у ребенка позднее других звуков и поэтому чаще и легче других звуков искажается или замещается.
Иногда родителям кажется, что ребенок может, но не хочет выговаривать «р» правильно. Это мнение ошибочно. Дело не в том, что ребенок не хочет говорить, а в том, что у него слабо развит фонематический слух, то есть недостаточна способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Для развития фонематического слуха полезно предложить ребенку определить, имеется ли звук «р» в произносимых словах, отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится этот звук и т. д.
Могут быть самые разнообразные нарушения произнесения звука «р»; например, звук может пропускаться (ребенок говорит: «ыба» вместо «рыба», вместо «корова» — «коова», «топо» вместо «топор»). Звук может искаженно произноситься и приближаться по звучанию к «в», может заменяться звуками «л», «й» («выба», «койова», «топол»). Нередко звук получается гортанным, горловым; в этих случаях вибрирует не кончик языка, как при правильном произношении, а мягкое нёбо. Иногда звук произносится смягченно. Заметьте, что «р» и «рь»—это разные звуки, имеющие различную артикуляцию: при «рь» вся масса языка напряжена больше, прикасается к твердому небу большей поверхностью, кончик языка вибрирует не у альвеол, а несколько ниже, у верхних зубов. Могут быть и другие виды искажений. Нарушение «р» исправимо, в ряде случаев многое могут сделать и сами родители.
Упражнения и рекомендации
Существует система специальных методов, приемов, с помощью которых можно вызвать правильный звук «р». Попытаемся в самой общей форме дать некоторые указания:
- Произнесите звук несколько подчеркнуто, утрированно, покажите ребенку положение языка в момент произнесения, объясните, что язычок поднят и дрожит.
- Пусть ребенок попытается поцокать, пощелкать языком («как лошадка копытами»), пусть попробует изобразить рычание собаки (р-р-р!), шум мотора самолета, звучание трубы (ру-ру-ру!), карканье во¬роны (каррр!) и т. д.
- В случаях, если язык вял, малоподвижен, проведите с ребенком перед зеркалом упражнения для развития мышц языка: подъем и удерживание распластанного языка на верхней губе, за зубами.
- При полураскрытом рте ребенку в убыстренном темпе предлагается громко, четко произносить д-д-д (или ж-ж-ж). В момент произнесения указательный палец ребенка (разумеется, чистый!) подводится под кончик языка и им делаются легкие быстрые движения вправо — влево. Вместо пальца можно использовать спичку, обмотанную ваткой. Это упражнение проделывается при неподвижной нижней челюсти. Многократные упражнения приведут постепенно к выработке необходимой подвижности кончика языка. В дальнейшем, убирая палец, ребенок должен добавлять к д-д-д (ж-ж-ж) гласный звук. В этот момент проскальзывает звучание, близкое к «р». Вырабатывая вибрацию подобным образом, не называйте ее звуком «р», иначе ребенок по привычке будет говорить звук по-старому, а это затормозит работу.
- Чтобы ребенок лучше почувствовал ощущение вибрации, полезно научить его делать вибрацию губ (тпрр): струя воздуха продувается между сомкнутыми губами, затем это же упражнение проделывают при слегка высунутом кончике языка, воздушная струя в этом случае прорывается между верхней губой и прижатым к ней языком. Обратите внимание ребенка на эту вибрацию и постарайтесь завести вибрирующий язык за верхние зубы.
- Вибрация кончика языка получается только при хорошем выдохе: воздушная струя должна быть сильной, концентрированной, должна быть направлена по средней линии языка на кончик. Этому поможет следующее упражнение: небольшой клочок бумажки положить на кончик языка, пусть ребенок прижмет его к нёбу за верхними зубами, а затем надо сильно толчком подуть, сдувая бумажку; получится: т-т-трр. Упражнение проделайте несколько раз, затем попытайтесь вычленить из сочетания звук «р».
- Чтобы вызвать правильное звучание и закрепить его, упражнение надо делать регулярно. Хорошо, если есть возможность позаниматься с ребенком один-два раза в день. Помните, что от правильного произнесения звука один-два раза до свободного употребления в самостоятельной речи далеко. Звук закрепляется в слогах, словах, где звук есть в начале, в середине слова или в конце, в простых фразах, стихотворениях. Слова и фразы ребенок должен повторять за взрослыми или говорить самостоятельно, называя картинки.
- Следите, чтобы ребенок говорил громко, четко, а не торопливо, небрежно. Вот примерные фразы: «Без рук без ног, а ворота отворяет (ветер)». «На дворе трава, на траве дрова». «Роет землю серый крот, разоряет огород» и т. д.
- Не отчаивайтесь при неудачах, будьте настойчивы и терпеливы. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается нужный звук, не упрекайте его и тем более не смейтесь над ним, поддерживайте у ребенка желание исправить речь. Не принуждайте ребенка заниматься, если он не хочет; лучше при удобном случае позаниматься в другой раз.
- Если есть возможность, показать ребенка логопеду: он сможет дать более конкретные советы.
А вот некоторые игры с детьми для тренировки правильного произношения звука «р»:
Игры с буквой «Р»
Взрослый: Хочешь покажу, как лошадка стучит копытами? Смотри, я часто, часто прижимаю и отрываю язычок: цок-цок-цок. Попробуй и ты. Когда язычок поднят и прижат к верхней десне за зубами, легче произнести р.
*Обратите внимание: язычок показывает беспокойный характер звука р — когда его произносишь, кончик языка все время колеблется, дрожит.
Взрослый: Чтобы научить дрожать язычок, попробуй быстро, быстро сказать «ды-ды-ды», как будто изображаешь, как стреляет игрушечный автомат. Вот и научились правильно ставить язычок. Теперь он сможет выговаривать р.
Как шумит мотор самолета? Р-р-р.
Как сердится собака? Р-р-р.
*Чтобы закрепить звук Р в словах, поставим с ним рядом звук Д или Т.
Взрослый ребенку: Посмотри на картинку и скажи громко: дрова, ведро, трубочист, трамвай, тетрадь.
Для сноровки и тренировки вот вам скороговорки, загадки, игры:
Скороговорки на букву Р для детей
- Проворонила ворона вороненка.
- Все бобры добры до своих бобрят.
- Испугался грома Рома. Заревел он громче грома.
- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
- Во мраке раки шумят в драке.
- Вышел Лев из-за горы и, подумав, молвил: — РРРЫ!
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап. - Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок. - На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора. - Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. - Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!» - Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве. - У Аграфены и Арины
Растут георгины. - Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом. - Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
- Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла.
Загадки
- Кто без бревен через реки мосты строит? (Мороз)
- Два брюшка, четыре ушка.(Подушка)
- Пришла Таня в сарафане. Стали Таню разряжать, Стали плакать и рыдать. (Луковица)
- Перья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Игра «Храбрый мышонок»
В этой игре-сценке взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает.
— Мышонок-трусишка, ты треска боишься? — Ни крошечки не боюсь!
— А громкого топота? — Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева? — Нисколечко не боюсь!
— А чего же тогда боишься? — Да тихого шороха…
Шутка
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану, Нет настроения, Нет тренировки, Нет подготовки, Не вижу морковки.
Игра «Кто победит?»
Ребенок и взрослый становятся рядом. Они должны по очереди называть фрукты, овощи, ягоды, где встречается звук р: груша, морковь, смородина и т. д. Кто не успел вовремя сказать свое слово (можно считать до трех), делает шаг вперед. Тот из играющих, кто пять раз проштрафился и сделал пять шагов вперед, проигрывает. В игре могут участвовать несколько человек.
Задачка «Огурец и капуста»
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе на реку. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.
Спросите ребенка: — Куда пошли вместе огурец и капуста?
Мы пока не научились выговаривать букву Р, но стараемся с ребенком заниматься, играть, учить наизусть скороговорки и маленькие стишки со звуком «Р». А вы как справились с этой проблемой? Будем рады вашим комментариям к статье 😉
Похожие статьи
Мне нравится: